Форум » HEAVIEST IN TOWN » Книга о группах Noroc и Cоntemporanul. Михай Долган » Ответить

Книга о группах Noroc и Cоntemporanul. Михай Долган

Alex Gaina: Странно, что я пропустил эту книгу в 2007 году, когда она вышла в первом издании. Как бы то ни было, сейчас передо мной уже 2-е издание, в которой многие из людей игравших рядом с Михаем Долганом в группах "Норок" и "Контемпоранул", его близких друзей, членов семьи, также музыкантов, а также разных людей знавших группы "Норок" и "Котемпоранул" делятся с читателем воспоминаниями жизни, вопоминаниями из гастролей, творческой жизни на сцене и вне сцены. Я прочитал может быть слишком быстро, чтобы дать более всеобъемлюющую оценку, однако скажу что книга представляет большой интерес и потому, что в ней на 200 стах страницах румынского текста и на 200-стах страницах русского текста в сопровождении около 30 фотографий разных эпох рассказывается о нелегой жизни и нелегком творческом пути Михая Долгана и членов его групп. Я не стану ее пересказывать полностью. Скажу лишь, что у Михая было и очень неплохое перо, а если добавить сюда воспоминания музыкантов: Иона Суручану, Штефана Петраке, Лидии Ботезату (одновременоо жены Михая и матери Раду Долгана), Валентина Гоги, Владимира Преснякова-старшего, Юрия Садовника, Елены Федько (дочери директора Кишиневской филармонии Александра Федько, во время которого ансамбль"Норок" существовал в Кишиневской филармонии), Вадима Флори-гитариста группы "Контемпоранул", Сильвии Кэрэуш, Андрея Лозована (ответственного , но положительного работника органов, который сопровождал группу в зарубежных поездках в 70-х и 80-х годах), Раду Долгана, сына Михая Долгана, Михаила Мурзака ( Зав. Сынджерейского отдела культуры с 59-х года, секретаря Сорокского райкома партии в конце 60-х годов и директора Кишиневской Филармонии с 1973 по 1988-й годы ), то книга заслуживает того чтобы оказаться в библиотеке любителей рок и по музыки, любителей истории этого жанра. Первая часть книги написанная Михаем посвящена нелегкому детству , проведенноому в Сибирской (Бурятской) ссылке с 1949 по 1956 годы вместе с мамой и сестрой. Далее следуют воспоминания о годах рабоы в Сынджерейском Доме культуры, а потом о годах работы с группой "Норок" (1967-1970), когда группа была рассформирована по указанию министра культуры СССР Фурцевой и Первого секретаря ЦК КПМ Бодюла. В последующих главах рассказывается о помощи , оказанной Эдуардом Смольным , администратором Тамбовской филармонии и Василием Кондаковым в спасении музыкантов, до тех пор пока группа была реорганизована при участии секретаря ЦК КП Молдавии Лучинского в "Контемпоранул". Отдельные главы посвящены поездкам за границу - в Чехословакию, Польшу, ГДР и Афганистан, причем в первом случае речь идет о фестивале "Братиславская Лира", на которой "Норок" выступил очень удачно, и одновременно послужившим и поводом для закрытия ансамбля в год 100-летия со дня рождения Ленина. Возможно, имеет смысл напомнить читателю основные моменты жизни Долгнана и его двух групп. Долган родился 14 марта 1942 г в семье Василе и Зиновии Долган в Сынджерейском районе. В 1949-м гоу его отправляют в Бурятию в ссылку вместе с матерь и сетрой (отец был отделен от семьи и первоначально находиля вместе с "политическими". Лишь после смерти Сталина он присоединился к семье). В 1954-м году Михай впервые берет в руки аккордеон В 1956-м году впервые слышит по радиоприемнику народную музыку родного края. В 1956-м году приезжает в Кишинев, где принимает участие в конкурсе за право участвовать во Всемирном фестивале молодежи и студентов. Кишинев произвел на него неизгладимое впечатление и, возможно, в его душе именно тогда зарождаются будущие хиты о любимом городе. В 1958-м году поступает на работу аккомпаниатором в Сынджерейский дом культуры. В 1959 становится студентом музыкального училища им Штефана Няги по классу контрабаса. В 1961 году встречается с музыкантом Исидором Бурдиным, в ансамбле которого играет сначала на контрабасе, а потом на аккордеоне (Отметим, что в 70-х годах Исидор Бурдин был руководителем тарафа в Кишиневском мединституте, а позже руководил оркетсром народных инструментов и в Политехническом институте) 1962-й г. В Киевском ансамбле войск МВД становится на одного музыканта в звании рядовой больше и этим музыкантом был Михай Долган. Он с головой окунается в стихию джазовой музыки, благо Киев уже тогда славился богатыми джазовыми традициями. 1964- зачислен в штат Молдавской государственной филармонии 1965-1967 - является членом молодежного ансамбля при Молдгосфилармонии 1966, осень - на заседании худсовета филармонии утвержден проект о создании ВИА "Noroc" 1967, 1 марта состоялось первое оффициальное выступление ансамбля "Noroc" 1967-Пишет свои первые песни Dor -Dorule, а осенью того же года сочиняет музыку к самым знаменитым хитам Cântă un artist и De ce plâng chitarele, однако композитором себя не считает. 1969- Худ. руководитель группы Михай Долган и солистка ансамбля Лидия Ботезат сочетаются браком. 1970- Выступление на фестивале "Братиславская лира" в Чехословакии приносит ансамблю международное признание. 1970- в аэропорту Домодедово Михаю Долгану сообщают по местному радиоузлу о рождении сына Раду. 1970- в связи со 100-летним юбилеем В.И. Ленина и ввиду несооответствия нормам поведения советских артистов ЦК Компартии МССР выносит решение о прекращении деятельности ВИА Noroc- Группа продолжает вытупать под прикрытием Тамбовской филармонии 1971 Министр культуры CCCР произносит сакраментальную фразу "Чтобы я больше не слышала больше слова "Noroc"!" 1973 После пребывания на Украине Михай Долган возвращается на родину с мыслью о возрождении своего ансамбля. 1974- В комплекте музыкального журнала "Кругозор" выходит мини-диск с песнями ВИА Contemporanul 1975 Contemporanul выпускает cвой 3-й диск -гигант под названием Carnaval 1976 Сontemporanul рискует прекратить свое существование во время авиаобстрела в Афганистане. 1986- Группе возвращено первоначальное название Noroc 1987- Вместе с поэтом Думитру Матковски пишет песнбю Basarabia, ставшую духовным гимном национального возрождения молдаван 1993-Организовывает джазовый орестр, просуществовавший до 1996-го года 1997- в Национальном Дворце в Кишиневе состоялся концерт ансамбля Noroc, подготовленный к 30-летию группы. Зрители потрясены феерическим зрелищем. 1999- Noroc участвует в крупном международном фестивале ретро-музыки "Золотой шлягер" в Могилеве-Подольске, Украина 2002- Семья Долган пребывает в приятном шоке от участия в фестивале "Киношок" 2004-Семья Долган пребывает в неприятном шоке от плагиата песен Михая Долгана. 2007- Михай Долган скромно отмечает свое 65-летие и готовится к 40-летнему юбилею группы Noroc Приведу также несколько фрагментов из книги Сокращенный вариант интервью с Владимров Пресняковым -старшим: "Да, я был участником молдавского ансамбля Noroc, который в то время прославился двумя известнейшими песнями "О чем плачут гитары" и "Поет артист". Работал в этом коллективе до тех пор , пока его не запретили из-за редчайших для тех времен безобразий, произошедших на концерте в Одессе. Во время выступления ансамбля местная публика свистела, вопила, вскакивала на сиденья... Министр культуры Фурцева тогда сказала :- " Чтобы я слова Noroc не слышала!" По ее приказу этот ансамбль рассформировали, и, слова этого она действительно не улышала. Но, вскоре этот коллектив появился опять. Правда, на этот раз уже в Черасской филармонии и под новым названием "О чем поют гитары". Но прежний руководитель Михай Долган не смог выдерджать разлуки с Молдовой. И когда он уехал на родину , я занял его место" Газета "Тверская 13", 2003 Также приводятся фрагмент из выступления газеты "Правда" от 26 августа 1975-го года. Мне было очень интересно прочитать первые главы книги, а также все что было написано о "кухне" запрета группы "Норок". Все же из прочитанногго следует, что среди руоковдителей -коммунистов были и деспоты: Фурцева и Бодюл, а были и люди положительные, как например директора филармонии Федько и Мурзак, министр культуры Кулюк., о которых Михай Долган пишет с теплотой. Даже секретари ЦК Еремей и Лучинский удосужились похвал. Хотя, как мне показалось, Долган, выставляет лишь положительную часть деятельности Лучинского в 1974-м году, когда тот "нашел компромисный вариант" для возвращения группы домой. А где же был Лучинский в 1970-м году? Хотя, как говорится, Долгану виднее. Правда, именно в бытность Президентом Республики Молдова, в 1997-м Лучинский наградил Долгана орденом Республики. Очень интересными показались мне воспоминания Валентина Гоги. И остальные интересны, в частности, интересно, что Юра Садовник признается, что в 80-х годах "не желая" (как он пишет), но вступил в КПСС. Небось, иначе остался бы без денег на аппаратуру для ансамлбля Legenda, Так , ведь, было бы честнее сказать. Интересно пишет Штефан Петраке, особенно относительно первых лет существования групп Noroc, Поющие гитары, Песняр, Самоцветы, которые были первыми ласточками Советской рок музыки. Упоминается похвально "Машина Времени" и др. В книге имеются также оценки из книг Артемия Троицкого о группе "Noroc" Представляют интерес воспоминания поэта Думитру Матковского. В книге отмечаются все музыканты игравшие когда-либо в группах Noroc и Contemporanul: Александру и Анатол Казаку, Петря Малай, Анатол Нямцу, Ион Алдя-Теодорович, гитаристы Вердеш и Руснак, солистка Ольга Сорокина, Юрий Спицын. Много похвальных слов написано об авторе текстов Ефиме Кримермане. Рекомендую книгу Всем любознательным и еще раз выражаю соболезноваания Лидие, Раду, друзяьм и коллегам Михая по поводу его кончины. Библиографические данные этой книги: Dolgan, Mihai; aut. poiectului : Nicolae Roşca Taina vieţii mele/ Mihai Dolgan (Русское название: Тайна моей жизни) Editură: PresStar Locul publicării: Chişinău Anul Ediției: 2007 ISBN: 978-9975-9536-0-3 Descriere: 408 p. : foto Limba: rum, russ. Clasificare: 82 Clasificare: 821.135.1(478):78-94

Ответов - 4

гейфронт: воооооооот этооооооооооо клаааааад

Victor Rebitchi: Mai e o carte despre formatia Joc, in care nu se spune nici un cuvant despre mine, la fel ca si despre Raisa Cazacu. Le scrie comunistul Curbet. Din pacate, exista si cartile Interpreti din Moldova de Serafim Buzila, sau Calendarul National, in care nu se spune nici un cuvant despre Valeriu Gaina, fratele vecinului meu, tatal colegei de clasa a fiicei mele, ghitarist virtuoz. Sa le fie comunistilor la fel! Есть еще книга об ансамбле "Жок", в которой ни слова ни обо мне , ни о Рае Казаку. Впрочем, также как есть книга "Interpreti din Moldova" Серафима Бузилэ, или Сalendarul National, в которой ни слова о Валерике, брате моего соседа, дяде одноклассницы его дочери, виртуозном гитаристе. Чтоб коммунистам было также! Artist Emerit al Republicii Moldova, Victor Rebitchi, Chisinau.

Mihai Stefan Poiata: Un volum de amintiri, reflecţii, documente originale, 270 de fotografii şi un CD cu piese înregistrate în perioada în care a răbufnit miracolul „Norocului”. Acesta este rodul muncii de aproape şapte ani a scriitorului Mihai-Ştefan Poiată care a lansat, recent, o carte despre Formaţia „Noroc”, aşa cum a fost la origini şi în perioada în care a făcut furori în tot fostul spaţiu sovietic. Lucrarea „ROCK-ul „Noroc”-ul & noi”, care este deja în vânzare, a fost prezentată în cadrul ediţiei de luni, 18 noiembrie, a emisiunii „Cine vine la noi?”. „După ce a fost desființată Formația „Noroc” și a apărut „Contemporanul”, a urmat altă muzică, a fost un alt Mihai Dolgan, cu alți fani”, concluzionează autorul. „Am avut noroc, pentru că foștii membrii ai grupului mi-au deschis sufletul și arhivele, am avut acces chiar și la un carnet cu notițe de muncă făcute de Mihai Dolgan”, mai precizează Mihai-Ștefan Poiată. „De fapt, au existat două formații „Noroc”: una care prezenta concerte pentru autoritățile de aici, din Chișinău, și alta – care era în vogă în afara republicii, care era aclamată de fanii rock-ului. Formația „Noroc” avea cu totul alt repertoriu pentru turneele de peste hotare. Problema este că, după concertele lor, veneau scrisori de la „gorkomuri”, „obkomuri”, iar membrilor grupului li se incrimina că, prin activitatea lor și prin muzica pe care o propagă, subminează autoritățile”, mai spune Mihai-Ștefan Poiată. Piesele “Norocului” au fost păstrate cu sfințenie, iar unele dintre ele, din arhiva Radioului Național, versiuni din concerte ori din arhiva personală a lui Alexandru Cazacu, au fost recondiționate și pot fi ascultate de cei care vor procura cartea lui Mihai-Ștefan Poiată. Citește mai mult: Mihai-Ştefan Poiată: Au existat două formaţii „Noroc” | Stiri Moldova, video, stiri, stiri online | IPNA "Teleradio-Moldova" http://www.trm.md/ro/monden/mihai-tefan-poiata-au-existat-doua-forma-ii-noroc/#ixzz2lCaQhIGd Follow us: @teleradiomd on Twitter | teleradiomoldova on Facebook Text complet http://www.trm.md/ro/monden/mihai-tefan-poiata-au-existat-doua-forma-ii-noroc/


Alex Gaina: Сегодня, зайдя в книжный магазин Libraria din Hall на углу улиц Букурешть и Пушкина увидел книгу Михая Штефана Поятэ в продаже. Она не очень дорога- всего 10$ или чуть-чуть дороже, но, к сожалению, у меня не было с собой денег. На черно-желтой обложке написано, что она сопровождается CD.



полная версия страницы