Форум » ПРЕССА. GAiNA-KRUIZ STORY » Никогда не поздно открывать для себя хорошие альбомы » Ответить

Никогда не поздно открывать для себя хорошие альбомы

К.: В том числе и переиздания. Интересная, по-моему, рецензия на "Круиз-1", написанная взрослым человеком, который может сравнивать "тогда" и "сейчас". Круиз - "Круиз-1" (c) 1986, 2003 - КРУИЗ/Гаина (с) 1987 "Мелодия" (c) & (p) 2007, CD-Maximum Переиздание пластинки, вышедшей пару десятилетий назад, часто предполагает интерес со стороны небольшого количества неофитов, но основная ставка делается на ностальгирующих поклонников, сменивших статус "сыновей" на "отцов". К счастью, альбом КРУИЗА не требует обязательного извлечения из чулана самодельных напульсников и строгих собачьих ошейников; ностальгия может оттянуться на других релизах. "Круиз-1" остается актуальным ничуть не меньше, чем в 1987 году, когда фирма грамзаписи "Мелодия" выпустила эту пластинку. Возможно, что тогда группа немного поторопилась и обогнала время. И из всех "металлических" LP 1987-88 годов, пользовавшихся бешеным спросом и выдержавших массу перепечаток, диск КРУИЗА не был самым популярным, уступая альбомам ЧЕРНОГО КОФЕ и АРИИ. Почему же? Да потому что КРУИЗ играл самую сложную музыку. Сейчас любой меломан, более или менее следящий за тенденциями тяжелой музыки, без труда найдет в "Круизе-1" элементы прог-метала. Но в те времена слово "прогрессив" не входило в лексикон миллионов, с головой окунувшихся в советский металл. Все было просто: ЧЕРНЫЙ КОФЕ - heavy, АРИЯ - power, МАСТЕР - thrash, а КРУИЗ - speed. И никакого прогрессива, а применять термин "арт-рок" к металлюгам и вовсе почли бы оскорблением. Возможно, в таком упрощенном подходе было свое рациональное зерно, в первую очередь для самих групп, которые понимали, чего от них требует народ. Вот только КРУИЗ не шел по этой легкой дорожке. Можно было рубить ожидаемый спид-метал и стать лидерами в этой нише, но Валерию Гаине явно жали узкие стилевые рамки. Его безусловное исполнительское мастерство (не зря Валерия признавали лучшим гитаристом СССР) проявлялось в самых разных ипостасях: от скоростного симфо-рока в "Intro" (эту инструментальную композицию можно было сразу же из цеха "Мелодии" отправлять на ВДНХ) до тягучего, почти психоделического вступления к "Иди Же С Нами" (гитарный катарсис во плоти). Но не гитарой единой. Если по тем временам игра барабанщика Сергея Ефимова могла считаться эталонной, то и сегодня она достойна включения во все учебные пособия для ударников "тяжелого цеха". Еще одним плюсом стали стихи, позаимствованные у других поэтов; особенно хорош небольшой, но емкий текст Л. Филипе в переводе Юнны Мориц - "Иди Же С Нами". Единственным проходным моментом, если буквоедствовать, можно посчитать партию бас-гитары, которая не блещет яркостью в силу того, что на басу пришлось играть самому Гаине (Федор Васильев влился в КРУИЗ уже после записи). Захватывая добрыми кусками из хард-н-хэви ("Дальний Свет") и трэша ("Мираж"), мимолетно покушаясь даже на пауэр ("Случилось"), КРУИЗ сбивал с толку, вносил смуту в строгую иерархию, но вместе с тем притягивал, создавая магнитное поле, не ослабевающее и по сей день. Нынче уже совсем другая история, и многоплановость материала воспринимается адекватно: спид-боевик "Последний Рассвет" не выглядит более настоящим, чем заставляющая вспомнить предыдущий состав КРУИЗА "Случилось". Да и весь "Круиз-1" по материалу интереснее, чем продукция многих нынешних отечественных лидеров альтернативы и металлургического цеха, звучащих архаично и банально. Ведь одно дело фигачить, и совсем другое - играть, какой бы стиль при этом ни использовался. Лишь одна вещь на альбоме выезжает исключительно на ностальгии - "Рок Навсегда". В свое время этот метал-гимн был исключен "Мелодией" с пластинки под предлогом технической невозможности размещения, но существовала устойчивая версия, что на самом деле - по цензурным соображениям (примерно по тем же, что и "Светлый Металл" ЧЕРНОГО КОФЕ и "Дай Руку Мне" АРИИ): советские чиновники очень боялись гимнов, не утвержденных на заседании Политбюро. Казалось бы, справедливость восторжествовала, но сегодня слушать слова "Знают те, кто предал рок: мы идем на вас войной" даже как-то неудобно. Есть подозрение, что работники государственной фирмы грамзаписи оказались той палкой, которая раз в десять лет бывает права. Более того, факт исключения заглавной песни автоматически переименовал альбом в традиционное номерное издание (до выхода этого LP в виниловом активе КРУИЗА числился только миньон с Мониным в качестве вокалиста), что тоже пошло на пользу его "вневременному" статусу, снизив уровень присущего тем временам пафоса. С последней песни оригинальной версии магнитоальбома диск незаметно переходит к разделу бонусов. И если "Рок Навсегда" и вышедший на сборнике "Панорама-86"(*) любимый москвичами номер "Не Падай Духом" (в фанатских кругах поговаривали, что это посвящение футбольной команде "Спартак" - видимо, из-за легко узнаваемой ритмической отбивки в проигрыше) были просто обязаны появиться в бонусах, то все остальное пролетает пятислойной фанерой, не задевая уха, сердца и печенки. Половина альбома, заново переигранная Валерием Гаиной 5-6 лет назад в далекой Америке, не добавляет к переизданию ничего, кроме легкого раздражения. Адаптация песен к "современной музыкальной форме" делает их вторичными даже по отношению к самим себе. Особенно жаль оставшейся без шикарного вступления и обретшей чудовищные эффекты на вокале "Иди Же С Нами". Валерий, зачем?! Наверняка ведь в загашниках трио КРУИЗ имеется еще что-то из концертных записей, дающих адекватное представление о том периоде существования коллектива. Кроме того, выпускающую фирму "CD-Maximum" не удовлетворило исконное звучание альбома (ну как же, старина глубокая!), и она решила добавить крутизны от себя, взявшись за ремастеринг. Фамилии ответственных за это действие не указаны - за все отвечает коллектив. Как это по-советски! В оригинальной записи подрезали низы, почистили и добавили высоких, подняли середину, а для полного кайфа сузили стереобазу и панораму. В результате получился жесткий, плотный, современный звук, великолепно подходящий для mp3-плееров. Увы, но на приличной аппаратуре он становится похожим на звенящее замороженное дерьмо и не выдерживает никакого сравнения с пластинкой, записанной четверть века назад в одном из ДК на 8-канальном магнитофоне. По моей пятибалльной системе оценка за альбом - "пять с минусом", за издание - "два". Есть повод переиздать диск еще раз. (*) Валерий Гаина говорит, что это запись с концерта 1984 года в ленинградском ДС "Юбилейный", делавшаяся на аппарате Аллы Пугачевой (а стало быть, заведомо качественная), но именно этот вариант "Не Падай Духом" попал на вторую пластинку итогов грандиозного московского рок-фестиваля "Панорама-86". Что и откуда собирали на свои диски работники "Мелодии", порой достоверно узнать совсем не просто. Старый Пионэр Оригинал - вот здесь: http://www.nneformat.ru/reviews/?id=5062 Также советую обратить внимание на обсуждение этого текста вот здесь: http://www.nneformat.ru/forum/viewtopic.php?t=5062#12898

Ответов - 3

Igor: К. пишет: обретшей чудовищные эффекты на вокале "Иди Же С Нами". А мне наоборот - очень даже нравится

Хрюндель: К. пишет: Валерию Гаине явно жали узкие стилевые рамки.До сих пор жмут.)))

SUFAN: Хрюндель пишет: До сих пор жмут. Жали, жмут и надеюсь будут жать, но узкими они не были никогда. Например в одном клнцерте звучат "Железный рок" и "Музыка Невы"




полная версия страницы